Новая Башня
Главная
Новые статьи
Форум
Чат
Знакомства
Обзоры
Музыка
Библиотека
Галерея
Жители
Летопись
Поиск
Ссылки
Каталог






Rambler's Top100


Случайные совпадения

Обсудить статью

"ДЭ" как оно есть.


История возникновения и развития категории китайского антропокосмоса "Дэ".


В 11-10 веке до н.э. в Китае правил император династии Шан (Инь) - Синь. В то время семья Чжоу была лишена своей позиции удельных князей, а глава рода Вэнь-ван (это прозвище было данное ему в последствии) был заключен в тюрьму. Синь был достаточно жестоким правителем, в частности, он на глазах Вэнь-вана убил его отца, и заставил Вэнь-вана съесть суп из мяса старшего сына Вэнь-вана. После нескольких лет заключения, Вэнь-ван был признан почтительным вассалом, и отправлен в качестве удельного князя в свои владения. В то время земли династии Чжоу располагались на западных границах Китая. Вэнь-ван подчинился приказу Синя, и до конца своих дней тешился надеждой об отмщении Синю, и свержении династии Шан и воцарении Чжоу.
Вэнь-ван некоторое время выжидал, а потом начал войну против Шанцев. В 1027 (1057) году до н.э., сын Вэнь-вана У-ван сокрушил окончательно войска шанцев, а заодно прихватил и несколько соседних государств. Правление династии Чжоу продолжалось ещё в течении 800 лет.

Собственно говоря, "И-цзин" переводится как "Канон Перемен", это потому, что эта книга была принята конфуцианцами как один из пяти канонических трактатов, обязательных к изучению любым просвещенным китайцем того времени. Но до принятия в ряд Канонов, И-цзин носил (и по сей день носит) название "Чжоу-И", что переводится как "Чжоусские Перемены" (то есть "книга Перемены относящаяся к династии Чжоу").
Собственно что связывает И-цзин и Чжоу?
Дело в том, что канонический порядок гексаграмм, который неизменен уже более 3000 лет был основан Вэнь-ваном (императором, о котором шла речь выше). Считается, что в последствии технология и идеология интерпретации гексаграмм была озвучена философами, и вложена в афоризмы к гексаграммам, и в конечном итоге конфуцианцы придали трактату канонический статус, и с 5-го века до н.э. в И-цзин практически не изменился ни один иероглиф.

Но собственно речь сейчас не об И-цзин.
Во время заточения в шанской тюрьме, Вэнь-ван получил некоторое откровение, результатом которого и явилась его уверенность, что династия Чжоу воцарится в Китае, и что следует свергнуть Шан.
Это откровение выразилось в том, что Вэнь-ван заявил, что обрёл "Мандат Небес" на правление в Поднебесной, что Боги излили на него Благодать, которая выразилась в некоей категории "Дэ", что император Синь окончательно истощил Дэ своей династии , и от этого династия Шан Мандат Небес утеряла.
Собственно говоря, все вышеперечисленные причины явились основанием для развязывания войны между Чжоу и Шан за правление в Китае. Совершенно очевидно, что ни для шанцев, ни для каких бы то ни было мыслителей того времени понятие Дэ было не знакомо. Но поскольку обретение Дэ Вэнь-ваном, и истончение Дэ Синем явилось основанием столь резких перемен, то эта ситуация требовала некоторого объяснения, объяснения требовала и краеугольный камень всего конфликта - категория Дэ.
Войны ведутся войсками и оружием, но они заканчиваются. После окончательной победы, в ход идёт уже не оружие а политика, интриги, переговоры. У-вану (сыну Вэнь-вана, окончательно покорившему Шан) пришлось как ни кому другому объяснять причины его правления и доказывать его право на управление Поднебесной.
Собственно объяснения и доказывания не ушли далее всё той же Дэ, снизащедшей на род Чжоу в лице Вэнь-вана. Для разъяснения массам и правителям соседних государств всей силы Дэ и справедливости сложившейся ситуации, при дворе Чжоу был собран огромный контингент всякого рода мудрецов, в задачи которых входило изучение Дэ, и правильная аргументация всего произошедшего. Результатом этой беспрецедентной PR-компании явилась масса трактатов, объясняющих Дэ (впрочем, так толком ничего и не объяснивших).
Тем не менее, сам факт, что некое удельное княжество при обладая Дэ способно сокрушить империю, и воцариться в империи ещё большей, имел большой резонанс, и на протяжении многих последующих столетий учение о категории Дэ продолжало развиваться.
В итоге всех поисков Дэ, китайские мыслители научились находить Дэ не только в членах императорской династии, но и в других людях, и даже во многих предметах, что привело их к выводу о наличии Дэ во всех вещах, и к мнению, что Дэ обладает каждая вещь и каждая при этом своим собственным Дэ.

( … собственно говоря, история Дэ - это пример развития многих понятий Китайского космоса … так же возникло и развилось представление о пневме-Ци , к примеру … )

В 7-6 веке до н.э. Лао Цзы пишет известный трактат "Дао Дэ цзин" ("книга о Дао и Дэ" или "книга о Пути воспитания [внутреннего культивирования] потенции Дэ"), сам факт написания является отзвуками той самой пиар-компании Чжоусцев, и подогретого ею интереса к Дэ.
В 5-3 векх до н.э Дэ преобразуется в некий марально-этический свод потенций, которые конфуцианцы рассматривают уже в основе ритуалистики своей, и учении о добродетелях. То есть, категория Дэ уже изучена настолько, что подвергается дроблению.
В 1-ом веке до н.э. Ян Сюн пишет трактат "объяснение чертежа Великого Предела", в котором впервые появляется понятие "У-цзы" (Беспредельное), выставив Беспредельное за грань Великого Предела, то есть, ограничив тем самым Великий Предел со стороны непознаваемой.

( … на мой скромный взгляд, это было непростительной дикостью, поскольку превратило китайский Космос в некую матрёшку, и возник таким образом "комплекс недоучки" … что-то вроде следующего утверждения … наш мир создали инопланетяне, а их создали ещё более старые инопланетяне, а тех тоже создали инопланетяне, которые были до них … и т.д. … при том что ни старые ни новые инопланетяне по сути друг от друга не отличаются … )

Как бы там ни было, но постепенно философская доктрина Китая обрастала понятиями.
В 4-5-ом веке (уже нашей эры) возник Даосизм, как обособленное течение.
При этом, даосы включили в своё учение и У-цзи (что теоретически превратило их концепцию в течение имеющее глубокие исторические корни), и как известно, "Дао Дэ цзин" стал одним из основных трудов даосизма (что отодвинуло корни даосизма ещё на 400 лет в глубь эпох).

( … хотя, если честно, то вряд ли Лао Цзы думал что его трактат о Дэ через 1000 лет станет знаменем тех, кто помешался на Дао … )

Вероятно следует ещё отметить, что к моменту укрепления позиций даосизма, верховным божеством (или верховным первопредком) у них был Хуан-Ди (третий из трёх первопредков, культурных героев), а в части шаманских практик - Шэнь-Нун (второй из трёх первопредков).

( … первый первопредок - Фу-Си занят ицзинистами … :)))) … как изобретатель Ба Гуа - триграмм … )

В 8-10 веках даосы полностью перекроили существовавший тогда пантеон традиционных китайских божеств, вплоть до разделения мифических функций Хуан-Ди между двумя новоявленными богами, а место самого Хуан-Ди занял Юй-ди, который вытеснил и Шэнь-Нуна.
Даосизм, изначально основываясь на наиболее продвинутых философских концепциях Китая, не выдержал идеологического соперничества с Буддизмом и Конфуцианством, и оставив им всю философию, свёлся в итоге к разного рода изгнанию демонов, взаимодействию с Природой, шаманской практике.
Пантеон даоских божеств насчитывал к тому моменту тысячи разного рода бессмертных, и порядка 30 тысяч духов человеческих.
Категория Дэ осталась в ведении Конфуцианцев как некий марально-этический движетель.

/////////////////////////////

*** ПРИМЕЧАНИЕ ***
за достоверность изложенных фактов, автор ответственности не несёт .... :)))



Автор: Runables -- 2.10.2002 | 15:21 (MSK)


Завхоз: Magistr (c) 2000 - 2001



Боевая магия
Будь здоров
Восточная магия
Карма
Медитации
Ментал
Наговоры и заклятья
Отчёты
Практическая магия
Природная магия
Руническая магия
Случайные совпадения
Сновидения
Творчество
Философия
Фотоматериалы
Эксперимент