Главная Поиск Контакты
Навигация
 
Золотой Дракон
 
В чате:

Практичное Мышление - лекция Рудольфа Штайнера

Многие люди, считающие себя практиками, воображают себе таковыми потому, что их поступки руководствуются практичными принципами. Но если вглядеться более внимательно, то окажется, что их так называемые практичные мысли часто не мысли вообще, а только лишь следование мнениям традиционным и обыденным привычкам. Если обективно рассмотреть мысли подобного практичного человека то окажется, что по сути в них содержится совсем немного действительно практичного. Окажется что то, что он принимает за мышление состоит в следовании авторитету, чьи идеи воспринимаются в качестве обязательного стандарта. Всякий, кто мыслит иначе, считается непрактичным, поскольку его мышление пользуется идеями, отличными от принимаемые за обязательные.

Всякий раз, когда изобреталось что-либо действительно практичное, это делалось человеком без больших знаний по этому конкретному предмету. Возьмем почтовые марки. Было бы естественно предположить, что почтовые марки были изобретены  чиновником почтового отделения. Но это не так. В начале прошлого века отправить письмо было сложным делом. Для отправки письма нужно было пойти в приёмное почтовое отделение, и нужно было соблюсти множество формальностей, постоянно сверяясь со множеством руководств. Единая почтовая ставка известна в настоящее время едва шестьдесят лет, а наша нынешняя почтовая марка, делающая почтовую ставку удобной была изобретена не работником почты, а лицом, далёким от почты, англичанином Роулендом Хиллом.

После того как он разработал систему почтовых марок, английский министр, ответственный за почтовую службу, заявил в парламенте, что упрощение работы почтовой службы не приведёт к увеличению объёма почты, как предполагал непрактичный Хилл. И даже если таковое случится, Лондонское почтовое отделение окажется не в состоянии справиться с возросшим объёмом корреспонденции. Этому практичному человеку не пришло в голову, что почтовое отделение должно соответствовать бизнесу, а не бизнес ориентироваться на размер почтового отделения. Однако в самом скором времени эта непрактичная идея стала фактом. Сегодня при отправлении писем марки используются как нечто само собой разумеещееся.

Подобная история случилась и с железными дорогами. Когда в 1837 году в Германии строилась первая железная дорога, были проведены консультации по вопросу целесообразности проекта с членами Баварского Медицинского Колледжа, и эти члены высказали своё мнение, что строить железные дороги было бы неразумно. И если этот проект всё-таки должен был быть выполнен, то по обоим сторонам железной дороги должны быть построены высокие заборы для защиты населения от нервных потрясений.

Когда строилась железная дорога Потсдам-Берлин, генеральный почтмейстер Штенглер заявил: "Сейчас я отправляю в Потсдам два автобуса в день, но они никогда не полны. Если люди полны решимости выбросить свои деньги в окно, сделать это проще не строя железной дороги."

Реальные факты жизни превосходят так называемые практичные. Мы должны четко проводить различие между подлинным мышлением и так называемым практичным мышлением, которое является следованием шаблонам.

В качестве отправной точки я расскажу вам о случае  времен моего студенчества. Как-то мой коллега подошёл ко мне со светящимися глазами, как у каждого, кого осенила по настоящему хорошая идея, и заявил, что он должен немедленно найти Профессора X, который в то время преподавал в университете машиностроение, поскольку им только что былп сделано великое открытие. Он сказал что обнаружил, как простой перестройкой силой пара возможно выполнить огромный объем работы, используя только одну паровую машину. Он спешил найти профессора и это было всё, что он мне сказал. Но найти его он не сумел и вернулся ко мне с более подробными объяснениями. Всё это очень сильно пахло вечным двигателем, но, в конце концов, почему следует считать даже такой двигатель совершенно  невозможным? Я выслушал его объяснения и вынужден был сказать ему что, хотя его план и очень хорошо продуман, на практике его дело выглядит, как если бы человек, сев в вагон, стал бы толкать стенку вагона, и полагать, что такм образом он приводит состав в движение. В конце концов он это увидел, и не стал возвращаться к профессору.

Весьма возможно замкнуть себя в раковину своих собственных мыслей. Тот, кто имеет возможность изучать природу человеческого мышления знает как часто подобное встречается. Образно говоря он видит, как люди, сидя в автомобиле, упираются в стенку и думают, что именно этим они приводят автомобиль в движение.

Подлинное практика мышления подразумевает правильное отношение к самому  мышлению. Как правильное отношение к мышлению может быть достигнуто? Тот, кто считает что мысль является деятельностью, его головы или его души не может иметь правильного восприятия мышления. Тот, кто хочет  приобрести правильное отношение к мыслям должен сказать себе: "Если я учусь понимать вещи, то прежде всего вещи должны сами иметь в себе все эти мысли."

Можно представить сравнение мира с часовым механизмом, но те, кто так делает, забывают квак правило самый важный момент. Они забывают часовщика! Это следуует ясно воспринимать, эти пружинки и колёсики не могут сами собой соединиться надлежащим образом, а потом влруг "пойти", сначала должен быть часовых дел мастер, соединивший части механизма и запустивший часы. Часовщика никогда нельзя забывать. Часы созданы мыслью. И мысли втекли в часы, в их природу, природу часов.

Работу природы следует рассматривать точно таким же образом. С творениями человека творение мыслью можно легко представить, с творениями природы это сделать не так просто. Но явления природы также являются результатом деятельности действующих духовных существ. Когда человек думает, он вновь продумывает то, что уже имеется в вещах. Только убеждение что мир мыслью создан и  мыслью воссоздаётся способно оплодотворить мышление.

Отказ от духа в мире производит худшего рода злоупотребления в мышлении, в том числе и в области науки. Возьмём теорию что наша планетарная система возникла из первозданной туманности, которая вдруг начала вращаться, а затем сгустилась в некое центральное тело, от которого отделились кольца и глыбы, тем самым дав существование Солнечной системе. Придерживающийся данной теории совершает серьезную ошибку мышления.

Простой эксперимент обычно используется в школах для представления этой теории. Капля масла добавляется в стакан воды. Капля пронзается булавкой и раскручивается. В итоге  шарики масла отрываются от центральной капли, и выходит подобие миниатюрной планетной системы, , тем самым показывая, по мысли учителя, что и наша планетная система получить существование подобным механическим образом.

Но только непрактичное мышление способно сделать такие выводы из этого эксперимента, ведь, распространяя теорию на космос,  забывают очень существенную деталь, себя самого! Забывают что они сами являются теми, кто привнёс вращение. Если бы некто не привнёс бы вращения отделения маленьких шариков никогда бы не произошло. Подобные ошибки мышления часто встречаются, в науке в особенности. И это имеет намного более важное значение, чем это обычно полагается.

В реальной практике мысли необходимо осознать что мысль может быть извлечена только из мира, в котором мысль уже существует. Как вода может быть налита из стакана только в случае когда вода в стакан налита, так и мысль можетб ыть извлечена только из того, в чём эта мысль уже содержится.

Пусть предположим, что кто-то решил развить своё так, что он,  мысля, будет принимать верный курс в жизни.

Вот  он начнёт наблюдать настолько точно, насколько это возможно, нечто во внешнем мире, к примеру, погоду. Он наблюдает конфигурацию облаков в вечернее время, то как она меняется на на закате и т.д., и сохраняет в голове в виде точной картины то что он таким образом наблюдал. Он держит эту картину перед собой со всеми подробностями в течение некоторого времени и предпринимает усилия сохранить, насколько это возможно, эту картину до наступления следующего дня. На следующий день он опять наблюдает эти же погодные условия, и вновь предпринимает усилие запомнить и закрепить точную их картину.

Что делает мышление непрактичным, так это склонность игнорировать детали и сохранять только смутные и самые общие впечатления. Что является особенно важным и что действует оплодотворяющим образом на мышление, это как раз способность создавать точные образные картины, так чтобы можно было сказать: "Вчера это было вот так, а сегодня это так."

Это по сути есть выражения доверия к мысли, стоящей за реальностью. Но не нужно  стремиться сразу делать выводы  из своих опытов, пытаься вывести из наблюдений то, какая погода  будет иметь место завтра. Вместо этого стоит просто уверенно понимать, что в реальности вещи связаны друг с другом, и  завтрашние события связаны с сегодняшними. Но не нужно спекулировать в этих вещах. Стоит сначала перепродумать последовательность событий последовательно, а затем совместить образы, поставив их бок о бок, позволив им вплавиться друг в друга. Особенно ценно, если этот принцип применяется как раз для таких явлений, чьи внутренние взаимосвязи до сих пор не осознаны.

Таким образом, экспериментатор должен иметь уверенность, что события сами построят между собой связи. Он должен сказать себе: "Я пока не знаю, какие связи тут есть, я должен позволить этому вырасти во мне."

Это та последовательность, которой необходимо следовать во всех  вопросах, в которых мы ещё не приобрели понимания. Однако с явлениями, понимание которых у нас имеется, с событиями обычной повседневной жизни следует поступать несколько другим образом.

Пусть кто-то, возможно, наш сосед, сделал то или это. Мы спрашиваем себя почему он это сделал. Пусть мы приходим что он сделал это в рамках подготовки к тому что он намервается сделать на следующий день. Мы останавливаемся на этом, но формируем образ того что он намеревается сделать, воображая, что на следующий день он будет выполнять такие-то и такие-то действия. Потом мы ждем чтобы узнать что он сделал на самом деле. Мы принимаем к сведению то, что на самом деле произошло, и исправляем наши мысли соответствующим образом. Таким образом, выбираются события настоящего времени, и с помощью мысли они прослеживаются в будущее.

Всякий раз, когда мы что-то понимаем, мы стараемся сформировать мысленную картину того, что, по нашему мнению, произойдёт дальше. Если наш образ оказался правильным, значит наше мышление является оправданным, и все хорошо. Таким образом, мы пытаемся исправить наше ошибочное мышление спокойным наблюдением и изучением наших ошибок. Мы пытаемся найти причину того что произошло то, что произошло. Но если мы оказались правы, мы должны быть особенно осторожны, чтобы не хвастаться своим прогнозом и говорить: "О да, я знал ещё вчера, что это случится!"

Тут используется правило, основанное на уверенности в том, что существует внутренняя необходимость в событиях, что в фактах дремлют силы, приводящие их к развитию.

Но наше мышление можно также тренировать и в других направлениях. То что происходит сегодня связано с тем, что произошло вчера. Мы могли бы взять событие, восходящее к предыдущим днем и неизвестным причинам, и мы предполагаем, говорим себе "поскольку это произошло сегодня, я должен верить, что это было вызвано тем, что произошло вчера, или, возможно, днём раньше".

Мы выясняем, что произошло на самом деле, и находим  насколько правильными были наши мысли. Если наш вывод был неверен, мы исправляем свою ошибку, выясняя, в чём наш мыслительный процесс разошёлся с реальностью.

Необходимо затрачивать своё время для наблюдения вещей, погружаясь в их природу так как если бы мы были внутри этих вещей. Мы должны погружаться в вещи, пошружаясь во внутреннюю деятельность имеющихся в них мыслей. Если это будет сделано, то мы будем чувствовать, как наше собственное мышление происходит непосредственно в самих вещах.

Гете был таким человеком. Для Гёте мышление было в то же самое время восприятием, а восприятие было мышлением. По маленькому участку неба, который он видел из окна он  предсказывал погодные условия на ближайшие несколько часов. Его истинное мышление, пребывая в объектах, позволяло ему воспринимать как грядущие события зарождаются из им предшествующих.

Существует еще одно упражнение, которое должно практиковаться в особенности теми, кому правильные идеи не приходят в нужное время.

Обычно, когда человек укладывается на получасовой отдых, его мысли начинают течь в тысячах различных направлениях, или же его мысли полностью поглощаются сосущей его проблемой.

Такие люди должны сказать себе, "Я буду думать о чем-то таком что Я сам выбрал, и Я приведу эту вещь в моё сознании по своей собственной воле. Например, Я буду думать о чем-то, что случилось со мной два года назад во время прогулки. Я сознательно вспомню, что произошло тогда и я буду думать о этом хотя бы в течение пяти минут. На эти пять минут я изгоню все остальное из моего ума и сам выберу тему, над которой я буду думать ".

Дело тут не в изменении своей психики посредством трудных упражнений, главное уйти от рутинных процессов в мышлении. Необходимо думать о чем-то совершенно несвязанным с тем, что оказывает влияние в обычном течении жизни. Если ничего не приходит в голову, можно открыть наугад любую книгу и занять свои мысли тем, на что наткнутся глаза. Или можно думать о чем-то что было увидено утром по дороге на работу и на что обычно не обращается никакого внимания. Суть в том, чтобы это было нечто совершенно отличное от обычных занятий, и что без воли не заняло бы мыслей.

Если такие упражнения практикуются систематически снова и снова, то вскоре замечают, что идеи приходят в правильные моменты моменты, правильные мысли приходят тогда , когда это необходимо.

Давайте рассмотрим еще одно упражнение, которое является особенно полезным для улучшения памяти.

Воспоминания прошедших событий, как правило, нечётки и бесцветны, большинство людей довольны, когда они способны просто вспомнить имя человека, с которым они вчера познакомились. Но этим нельзя довольствоваться. Нужно систематически практиковать следующее упражнение, говоря себе: "Я должен вспомнить человека, которого я видел вчера, а также угол улицы, где я с ним встретился, и то, что в этот момент происходило в окрестностях. Я получу полную картину, и даже вспомню цвет пальто и покрой его жилета. " Большинство людей оказыжутся совершенно не в состоянии сделать это и быстро поймут, как сложно получать живые образы того, что происходило только вчера!

Поскольку это верно в большинстве случаев, мы должны начать с того состояния, когда большинство людей не могут вспомнить даже их недавний опыт. Это очень, слишком верно то, что большинство наблюдений над вещами и событиями, как правило, смутны и неточны. Но хорошая память есть дитя точного наблюдения. Надежная память достигается, позвольте мне повторить, путем точных наблюдений, и можно также заявить, что некоторым кружным путём души хорошая памячть действительно рождается как дитя точных наблюдений.

Но что же следует делать? Во-первых, необходимо пытаться запомнить так точно, как тольок возможно то, что произошло. В тех случаях, когда воспоминания дают сбой н6еобходимо дополнить образ чем-то пусть неверным, тем, чего не было в действительности. Важно то, чтобы образ был полным. Предположим, забылось, был ли некто одет в коричневое или же черное пальто. Тогда можно вообразить коричневое пальто и коричневые брюки с такими-то кнопками на жилете и впридачу желтый галстук. Дальше необходимо в придумать общую ситуацию, например, такие-то стены, высокий мужчина проходит слева, низкий справа и т. д.

Все, что возможно вспомнить, помещается в образ, то, что не вспоминаетя изобретается, с тем чтобы иметь полный образ события. Конечно, это сначала неверно, но посредством усилий возникает понуждение для выполнения более точных наблюдений. Такие упражнения необхлжимо продолжать, и хотя они могут быть неточны пятьдесят раз, и больше, но в пятьдесят первый раз он точно вспомнится как выглядел человек, с которым было общение, что было на нём было надето, и даже пуговицы его жилета! Ничего не будет упущено.

Существует еще нечто, что имеет значение. Думая о некоторых вопросах, часто считается, что совершенно необходимо прийти к какому-нибудь выводу. Эта естественная склонность, но она не приводит к практическому мышлениюТерпение тут является совершенно необходимым.

Предположим, что мы стремимся привести в исполнение некоторый план. Обычно есть несколько способов, несколько путей, как это может быть сделано. Теперь мы должны набраться терпения, чтобы создать образ, что будет если мы наш план будет выполнятся одним способом, а потом рассмотреть, какие результаты ждут в случае другого способа. Всегда найдётся множество причин, по которым один путь предпочтительней другого, но стоит воздержаться от немедленного решения. Вместо этого, следует пытаться представить себе две возможности, а потом сказать себе, "На  сегодня достаточно! Сейчас я перестану думать об этом!".

Всякий раз, когда это возможно, конкретные действия следует отложить хотя бы до следующего дня. Вы обнаружите, что в промежутке что-то изменилось, и что на следующий день вы сможете формировать другие, или, по крайней мере, более тщательно проработанные решения, чем накануне. Внутренняя необходимость скрыта в вещах, и если мы не будем действовать с произвольностью, продиктованной нетерпением, мы найдём на  следующий день, что наше мышление обогатилось, и что это делает наши решения мудрее.

Вот пример, насколько является необходимым думать о вещах  практичныс образом. Давайте представим себе, что в какой-то момент человек поднимается на дерево. Вдруг нн падает с дерева, ударяется об землю и умирает. Само собой теперь естественно предположить что падение убило его. Мы склонны заключить что падение было причиной а смерть следствием. В данном случае причина и следствие логично связаны между собой. Но это предположение способно полностью запутать верное соотношение фактов. Ведь возможно что человек, например, упал вследствие сердечного приступа. Для внешнего наблюдателя события выглядят одинаково в обоих случаях. Могло бы быть что мужчина был уже мертв, ещё прежде чем он упал, и падение не имеет никакого отношения к его смерти. Таким образом можно инвертировать полностью причину со следствием. В данном случае ошибка очевидна, но часто бывает, что они не так легко различимы. Частота, с которой такие ошибки встречаются просто поразительна. В области естественных наук подобная путаница в причинно-следственнфх связях происходит в настоящее время на каждом шагу..

Предположим, кто-то делает вывод о том, что человек, как он есть сегодня, является потомком обезьяны. Это означает, что те силы, которые он находит в обезьяне, силы, действующие в животных, достигают совершенства в человеке. Теперь, давайте себе представим, что некий человек является единственным человеком на земле, и что помимо самого есть исключительно те обезьяны, которые, согласно теории, способны превратиться в людей. Пусть лн подробно исследует этих обезьян со всей возможной точностью, а затем образует понятие о том, что живёт в этих обезьянах, и пусть теперь он попытается вывести понятие человека отправляясь исключительно от понятия обезьяны. Он найдет что это будет невозможным. Его понятие обезьяны никогда не окажется быть  быть способным трансформироваться в понятие человека.

Если бы этот  человек культивировал правильные привычки в мышлении, он сказал бы: "Моё понятие обезьяны не способно измениться в понятие человека. То, что я вижу в обезьяне никогда не способно стать человеком. Должно присутствовать нечто, что я не могу воспринимать. Так он должен вообразить себе некую невидимую, сверхчувственный сущность в природе обезьяны, которую он не способен воспринимать, и которая делает возможным  трансформацию обезьяны в человека.

Мы не будем сейчас обсуждать невозможность этого допущение, а просто укажем на ошибочное мышление, лежащие в основе этой теории. Если этот человек мыслил правильно он бы увидел, что для этой теории он должен принять существование чего-то сверхчувственного. Громадное количество людей совершают подобные ошибки мышления.

Для любого, способных мыслить правильно значительная часть современной литературы (в особенности научной) станет источником неприятного опыта. Искаженное мышление, выраженное в этой литературе способно вызвать даже физическую боль в человеке, вынужденном с ней работать.

Мы должны понимать, что наши мысли приходят из гораздо больших глубин души чем обычно думают. Чувства  часто заставляют нас придерживаться предвзятых мнений. Логическим причины, которые выдвигаются, очень часто являются лишь оправданиями, маскирующими наши настоящие чувства.

 

 

 


 запомнить
Регистрация
Забыли пароль?
4 февраля 2009 г.
Немного обновлен сайт. Добавлен поиск по форуму.
27 октября 2008 г.
На сайт добавлена галерея. Добавлять изображения могут только зарегистрированные пользователи, просматривать все.
Башня Магов
Top.Mail.Ru